Доброго времени суток, уважаемые читатели. Не так давно мы разбирали, что не так с Воином в Hearthstone и самым краем затронули Шамана. Вот я и решил посвятить ему отдельную статью, ведь его дела тоже оставляют желать лучшего. Поехали.

С Шаманом в Hearthstone в данный момент все очень плохо. Вот уже на протяжении двух дополнений ему никак не удается найти свое место в мете. Да, есть Токен Шаман, который вроде как бы неплох, но все равно проигрывает всем темпо-колодам. Так что можно смело сказать, что Шаман не смог найти своего места в текущей мете.


Одна из главных проблем

В первую очередь, такая ситуация обусловлена тем, что эксперименты разработчиков не оправдали возложенных на них надежд. Фриз Шаман, которого нам пытались показать с выходом Рыцарей Ледяного Трона, с треском провалился. От слова совсем, его переигрывает почти любой класс. Кобольды и Катакомбы принесли Шаману немного контроля и карты с синергией тотемов, чего также было явно недостаточно. И финальным гвоздем в крышку его гроба стали последние нерфы, которые затронули аж 3 важных карты для Шамана: Пирата Глазастика, Костяную Кобылу и Коридорый Ужас. И если с последними двумя еще можно как-то мириться, то с потерей Глазастика с ранней игрой у Шамана все совсем плохо. Будь он тир-1 колодой, все это бы не сильно задело его, но, вы сами понимаете. Шамана добили ногами и выкинули за дверь. Встает закономерный вопрос: что делать?

Я сейчас скажу достаточно странную вещь, но Шаман очень зависим от своего стола. Да, вы все помните сборки Агро Шамана, который катился практически исключительно в лицо, но все это и правда не так существенно. Сейчас очевидно одно: без контроля стола Шаман очень быстро проигрывает. Многие из его существ, как и сама механика тотемов, завязаны именно на взаимодействии со столом. Даже не смотря на то, что есть такие карты, как Выброс Лавы и ей подобные, которые в 90 процентах случаев отправляются в лицо. Ясно одно. Когда Шаман силен - он доминирует. Если у вас получается захватить стол, вы можете быстро наращивать преимущество и добивать оппонента с помощью обширного арсенала взрывного урона. Но, как я уже сказал выше, с ранней игрой у Шамана сейчас проблемы. Как тогда играть, не скатываясь до глины наподобие Агро Шаманов?


Мета с Агро Шаманами

Хочется ответить "никак". И я даже буду в какой-то мере прав. Однако все же попытаемся найти тот самый ключ, который сможет нам помочь, уж простите за тавтологию.

Быть может, стоит обратить особое внимание на тотемы - особенный тип существ Шамана. Тотем Прилива Маны, Тотем Языка Пламени, Тотем Палеомурлоков - все это отличные карты, с потенциально огромной выгодой, если они проживают какое-то время. Это то, что мы имеем сейчас. Стоит к этому привыкнуть, поскольку раньше Шаман выигрывал засчет существ, которые напрочь ломали всю кривую маны (привет, Пламенный Безликий и Тотемный Голем). Им поддержка была не нужна, они играли за счет своих запредельных характеристик. Сейчас же тотемам нужна поддержка из одного-двух таунтов, и тогда вы сможете очень выгодно размениваться, не отставать по картам и быстро накопить критическую массу для той же самой Жажды Крови.

Кстати, о Жажде Крови стоит поговорить отдельно. Можно сказать, что это заклинание очень вариативно, поскольку лежит почти в каждой сборке Шамана. Но я скажу, что оно делает вещи как раз противоположные - сильно ограничивает Шамана в стратегиях. Всем очевидно, что чтобы эта карта хорошо работала, вам нужен стол. Любой, даже состоящий из токенов. То есть это сразу исключает из игры такие карты, как Грамбл и Отголоски Духов, которые также опираются на большой стол. Зачем играть ими, если Жажда Крови работает куда лучше?




Есть и еще один аспект. Это скорее домыслы, и касаются они больше разработчиков, но все же. Шаману нельзя добавлять новых эффективных существ для ранней игры, так как комбо с все той же Жаждой Крови просто порвет ладдер. А это приводит к таким ситуациям, о которых я говорил в самом начале (я про эксперимент с Фриз Шаманом, если что). Наверное, можно даже сказать, что если Жажду отправят в Зал Славы, это даст толчок к развитию более интересных архетипов Шамана. Но это неточно.

Казалось бы, мало Шаману бед. Но не за горами новая ротация Вольного режима. Это означает, что нас покинут такие карты, как Нефритовые Когти, Портал: Водоворот и Нечто из Глубин. То есть все то, что хоть как-то держит Шамана на плаву. Все это намекает нам, что разработчики готовят нам что-то интересное. Лишь бы не получилось, как в прошлый раз. Кстати, как вариант, можно уменьшить количество урона в лицо и добавить карт для контроля стола и хороших существ для мидгейма, но это уже что-то из области эротических фантазий.

Примерно такая ситуация. Честно, я даже не могу вспомнить ни одной колоды, которая бы сейчас могла составить конкуренцию Эволв Шаману, настолько все печально.

На этом, наверное, все. Будем надеяться, что Шаман вновь вернется в мету с интересными колодами.

Удачной игры.